Лента новостей

18:37
Соглашение по Чабахару: Иран «развёл» Глобальный Юг и Север
18:01
Агентство Mehr удалило новость про спасение президента Ирана
18:00
Определено место крушения вертолета президента Ирана
17:33
Вертолёт с президентом Ирана при возвращении с Азербайджана потерпел крушение. Ибрагим Раиси жив
16:52
Операцию Кейт Мидлтон проводили врачи папы Римского
16:51
Президент Ирана выжил во время жесткой посадки вертолета
15:52
«Варп-двигатели больше не научная фантастика»: учёные предложили двигатель для полётов к звёздам, возможный в рамках известной физики
15:41
Житель Западной Украины рассказал об обогащении сотрудников ТЦК
15:14
ВС РФ поразили места дислокации ВСУ в Малой Даниловке и Черкасской Лозовой
15:13
Зурабишвили попросила Макрона избавить Кавказ от советского ига и российского влияния
15:05
Вице-премьер Словакии: жизни премьера Фицо больше ничего не угрожает
14:38
Украинский дрон атаковал микроавтобус с рабочими в селе Раденск Херсонской области, один погибший, 16 раненых
14:32
В Латвии устанавливается режим общественного авторитаризма
13:56
FT: мобилизация поставила под угрозу работу крупнейшего металлокомбината Украины
13:02
Режим Зеленского снес Десятинный храм в большевицко-монгольском стиле
12:55
Писториус запросил у правительства ФРГ дополнительное финансирование для нужд Украины
12:54
Волчанск и Часов Яр пылают
12:48
Пентагон и ЦРУ бросят в бой органоидный интеллект
12:46
Конфликт на Украине: Путин не планирует брать Харьков
11:12
Ходорковский, посоветовав украинцам закрыть уши, предрек проигрыш Украины и Запада в конфликте
10:38
ВСУ 57 дронами атаковали Краснодарский край
10:04
Севастополь четвертую ночь под обстрелом
07:11
Второе российское наступление на Харьков застало Украину врасплох
03:59
Три мифа о генерале Врангеле. Как слагаются легенды
02:46
Роберт Фицо: тот, на ком свет клином сошёлся?
02:34
Польша опасается нелегального оружия с Украины
00:40
Обзор ASUS Zenbook 14 OLED (UX3405): ноутбук «всего» с одним дисплеем — зато каким!
00:39
Китай испытал рельсотрон для запуска снарядов в стратосферу, но что-то пошло не так
00:33
Украинские страсти по Белоусову
22:20
Портативные электростанции Duracell, которые выглядят как гигантские щелочные батареи
21:47
Юрай Цинтула, стрелявший в Роберта Фицо, будет находиться под стражей
21:41
Гастроли Елены Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
21:29
Гастроли Елена Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
20:38
«Комчас с 23:00, а в 19:00 уже ни одного автобуса». Администрации Донецка мешает комендантский час для налаживания нормальной работы общественного транспорта
20:37
Президент Грузии заветировала законопроект об иноагентах
20:29
США поссорились с WADA из-за китайского допинга
20:26
Молодежи Донбасса презентовали четвертый сезон «ТопБЛОГ»
19:28
ВСУ ведут обстрелы ЛНР, ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 мая
18:47
На Украине завели дело на мужчину, ранившего ножом военкома
18:13
Президент Грузии Зурабишвили наложила вето на законопроект об иноагентах
17:46
Европейский центробанк призвал банки из Евросоюза покинуть Россию
17:45
На Украине дальнобойщики заблокировали трассу Киев–Одесса, протестуя против закона Байдена-Зеленского о мобилизации
17:44
Глава ДНР заявил о выделении 150 участков под коммерческое строительство. Местные жители, ставшие бомжами, возмущены решениями властей
17:43
Вассерман призвал ликвидировать режим Зеленского, как террористическую организацию
17:04
Россия и Китай укрепляют дружбу, преодолевая проблемы, созданные Западом
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Маленький творец: может ли ребенок создать искусственный интеллект и зачем это нужно

Маленький творец: может ли ребенок создать искусственный интеллект и зачем это нужно



Искусственный интеллект давно рядом с нами — это беспилотные автомобили, системы распознавания речи и лиц, игровые боты. Считается, что заниматься нейронными сетями очень сложно и долго. Вместе с онлайн-школой Кодабра и преподавателями Николаем Ведерниковым и Павлом Якуповым разбираемся, могут ли дети создавать искусственный интеллект и зачем им вообще этому учиться.

Маленький творец: может ли ребенок создать искусственный интеллект и зачем это нужно

pixabay.com


Что такое искусственный интеллект

Искусственный интеллект — это попытка воссоздать человеческий мозг для решения сложных задач. Сейчас под искусственным интеллектом чаще всего понимают искусственные нейронные сети. В человеческом мозгу нейроны передают друг другу импульсы — так человек воспринимает информацию, запоминает ее, обдумывает и принимает решения. 

В нейронных сетях настоящих нейронов нет — это абстракция, описанная с помощью математики. Сети состоят из многих слоев — один нейрон не сможет решить в какой момент беспилотный автомобиль должен повернуть направо, а полтора миллиарда смогут. 

Хотя нейронные сети — это модель, для ее работы нужны интерфейсы, которые помогают человеку получать из нее информацию, и аппаратная часть, которая состоит из процессоров или видеокарт. От аппаратной части зависит скорость работы нейронной сети. 

Нейронные сети решают три типа задач:

  • Классификация. Например, программе показывают миллион картинок, а она должна выбрать из них только собак. По такому же принципу работают сети, распознающие голос, лица и почерк. 
  • Кластеризация. Перед тем отдать как миллион картинок для классификации, их нужно разложить по категориям — этим и будут заниматься нейронные сети. 
  • Обучение с подкреплением. Для решения этих задач создают то, что чаще всего называют искусственным интеллектом — голосовые помощники вроде Алисы и Siri, интеллект для беспилотных автомобилей, боты для игры. 





В некоторых программах, например интеллекте для беспилотных автомобилей, используется несколько нейронных сетей: одни занимаются классификацией, чтобы понять, где сейчас едет автомобиль, другие — принимают решения на основе стимулов, чтобы автомобиль останавливался, ехал или поворачивал. 




Как обучают искусственный интеллект


Сначала сеть создают, то есть описывают с помощью языка программирования ее архитектуру. Чтобы описать архитектуру, нужно указать количество слоев, количество нейронов в каждом слое и связи между нейронами разных слоев. Дальше подготавливают данные для обучения и запускают его. Каждый слой сети решает свои задачи: например, вся сеть определяет почерк и один слой ищет завитки, другой объединяет их. 






Обучение проще всего рассмотреть на примере распознавания сигналов светофора. Есть четыре нейрона — первые три распознают цвета. Четвертый нейрон получает информацию о том, какой сигнал светофора зажегся, и передает дальше информацию о том, что нужно делать: останавливаться, подождать или переходить дорогу. Сигнал он получает в виде 0 или 1, а результат может выдать в виде 0, 0,5 и 1. Если сигнал светофора зеленый, то от «зеленого» нейрона приходит 1, обрабатывающий нейрон умножает ее на коэффициент 0 и получает в результате 0, что значит, можно идти. 




Вся суть в подборе коэффициентов. Если они подобраны правильно, то нейронная сеть выдает правильный результат. Если они подобраны неправильно, то по определенным алгоритмам коэффициенты подбираются заново. Именно в описании алгоритмов заключается вся сложность. 




Что нужно знать, чтобы создать искусственный интеллект


Чтобы работать с нейронными сетями, нужно понимать, как работают алгоритмы и уметь их описать с помощью языка программирования. С языком все просто — нейронные сети часто пишут на одном из самых популярных и простых языков Python. Также для этого используют C#. 





С алгоритмами сложнее — чтобы понять, как они работают, нужно разбираться в высшей математике хотя бы на уровне второго курса технического университета. Без этого сложно полноценно работать с нейронными сетями. Но некоторым взрослым разработчикам это не мешает, они рассматривают нейронные сети как черный ящик: не так важно, как они работают, важнее как правильно их обучать. 




При этом для языка Python существует множество библиотек, с помощью которых можно «соткать» код как одеяло из лоскутков. Для этого необязательно понимать работу алгоритмов от начала до конца, но нужно знать некоторые основы. Например, что такое градиент и антиградиент, понимать, что такое функции и производные и уметь работать с матрицами. Матрицы проходят в школе уже только в старших классах, но именно они нужны, чтобы считать коэффициенты нейронной сети. 


Получается, что даже в шестом или седьмом классе, можно разобраться с основами нейронных сетей, если понимать основы алгебры, изучить матрицы и знать основы программирования на Python. Но главное это желание, если ребенок хочет, он разберется с трудной темой почти в любом возрасте. Просто ему понадобится чуть больше сил и времени. 









Может ли ребенок создать нейронные сети


Дети могут создавать простые нейросети, особенно с использованием библиотек. Проще всего детям создать сети для классификации, например, распознающие вид цветка. Также несложно создать бот для игры в прятки, бот, который сам будет играть в простую игру, например, Flappy bird. С более сложными играми дети скорее всего не справятся. Например, чтобы создать бота для шахмат нужно не только разработать и обучить сложную нейронную сеть, но и получить доступ к быстрым видеокартам, на основе которых сеть будет работать. 


Детям может недоставать упорства, особенно в седьмом-восьмом классах — в этом возрасте хочется все попробовать, но также велик риск бросить то, что не получается. Но если ими движет любопытство, то все получится. 




Петр, 16 лет: Я выбрал курс нейронных сетей, так как изучил Phyton, разрабатывая 2D-игры и решил углубиться в него. Мы уже написали самообучающуюся программу для распознавания рукописных чисел и стали создавать программу для распознавания элементов одежды. 





Мне нравится этим заниматься, но сложнее всего найти ошибку или описку в коде. Больше всего в обучении мне помогает любопытство. Мне нравится работать с сетями, ведь они могут использоваться для быстрого обучения и точно помогут работать с роботами. Но я бы хотел создать в будущем что-то попроще, например, интернет-магазин.


Ксения, 17 лет: Я стала изучать нейронные сети, чтобы понять, в какой вуз я буду поступать. Поэтому я хотела понять, как работают нейронные сети и где применяются. На курсе мы создали несколько нейронных сетей: для распознавания рукописных чисел, для классификации ирисов, для предсказания стоимости акций Facebook. Также я работала с алгоритмами, которые советуют пользователю фильмы, основываясь на его предыдущих предпочтениях.
Мне помогает то, что я умею самостоятельно находить нужную информацию и не сдаюсь, даже если что-то не получается. Я не справилась бы без математики и базовых знаний в Python. Сложности заключаются в том, что я пока плохо ориентируюсь в библиотеках для нейронных сетей. Чтобы подобрать оптимальное решение, нужно понимать, что уже было реализовано. А для этого нужно больше практиковаться и читать больше дополнительных материалов.









Одним из детей, которые смогли в раннем возрасте создать искусственный интеллект, стал Танмай Бакши. Он начал изучать программирование в 5 лет и уже в 14 у него есть приложение для игры в викторину наподобие Watson. Сейчас Танмай работает вместе с менторами из IBM. 


Зачем ребенку нужно изучать искусственный интеллект


Это приносит удовольствие. Детям нравятся нейронные сети, как забавные игрушки. Это напоминает дрессировку животного и кажется, что ты оживляешь неживое, делаешь его умнее или глупее. Также детям интересно проверять возможности сетей — рисовать получетверку или полупятерку и смотреть, справятся ли алгоритмы. 


Пригодится для профессии. Если привить в старших классах интерес к нейронным сетям, то есть шанс, что ребенок вернется к этому в вузе и сделает своей профессией. Нейронные сети востребованы везде — от решения бытовых задач до конструирования военной техники и оружия. Специалисты по нейронным сетям нужны во многих компаниях, в том числе, Tesla, Google, Яндекс. Если ребенок в будущем сможет создать сеть, например, ту, что понимает номер автомобиля и выдает талон на парковку, он точно будет востребован на рынке труда. 



Дополнительные знания. Изучая нейронные сети, дети прокачивают и другие навыки, например, усиливают навыки программирования. А алгоритмическое мышление и математика «ум в порядок приводят». К тому же дети могут влюбиться в естественные науки, например, в нейробиологию и сделать карьеру в этой области.


Материал подготовлен совместно с онлайн-школой Кодабра


Онлайн школа программирования для детей "Кодабра"


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх